Старинные веера. История

Веер-бризе из соломки и шелка. Италия, 1620-е гг.

Веер-бризе из соломки и шелка. Италия, 1620-е гг.

«Веера» Древнего мира

Использование веера обыкновенно связывают с пышными празднествами или маскарадами XVIII-XIX веков. Однако история этого предмета уходит корнями в более далекие времена. За несколько тысячелетий до нашей эры были широко распространены разнообразные опахала из лотоса и пальмовых листьев, которые защищали от насекомых. Известно, что в Китае и Японии подобные опахала являлись одним из важнейших символов власти, и их употребление строго регламентировалось особым кодексом. В Древнем Египте некоторые лица царской крови имели право на титул носителя опахала, называвшееся тогда «рапидион». Женщины Древнего Рима держали при себе отдельного раба для обмахивания.

Атрибут женщины Западной Европы

Германия, 1862 г.

Германия, 1862 г.

В Европе веера впервые появились в XV — начале XVI века. Изготовлялись они из различных материалов преимущественно в форме круга, на вращающейся ручке, богато украшались и стоили очень дорого. В 1550-х годах европейцы привозят восточные складные опахала, использовавшиеся во время карнавалов и ставшие прообразом современного веера. В эпоху барокко веер приобрел статус предмета роскоши. Большую роль в распространении веера сыграла Екатерина Медичи, обладавшая большой коллекцией, ныне находящейся в Лувре. В производстве вееров использовались кружева, драгоценные камни, золото, серебро, перламутр. Поверхность расписывалась растительным орнаментом, небольшой художественной миниатюрой. Сюжеты обыкновенно брались из античной мифологии или из жизни королевского двора.

Веер из страусовых перьев и панциря черепахи. Конец XIX - начала XX вв.

Веер из страусовых перьев и панциря черепахи. Конец XIX — начала XX вв.

В XVIII веке изготовление вееров вошло в пору наивысшего расцвета. С легкой руки маркизы де Помпадур их стали расписывать такие живописцы, как Буше, Ватто, Вижи-Лебрен и др. Вся поверхность экрана веера украшалась пасторальными сценками или эпизодами из спектаклей «Комеди Франсэз» и комедии дель арте. Веер был неотъемлемым аксессуаром женщины и превратился в настоящее орудие для кокеток. Существовал специальный «язык веера»,

придававший определенный смысл каждому жесту с этим предметом. Однако в конце века художественная ценность вееров значительно снижается. Больше не было почетно расписывать поверхность, как это было ранее: большие художники перестали привлекаться, живопись появлялась только на медальонах веера.

Веер-бризе из слоновой кости. Франция, 1820 г.

Веер-бризе из слоновой кости. Франция, 1820 г.

С наступлением Французской революции 1789 года цветы, амуры и пастушки, нарисованные на веерах, уступают место портретам политических деятелей (Мирабо, Марат и др.) и изображениям наиболее важных событий современности. Веера изготавливаются из бумаги или недорогого шелка с печатью на поверхности. На рубеже XVIII и XIX веков широкое распространение получают так называемые веера-лилипуты – совсем небольшие по размерам, использующиеся преимущественно на балах.

Любопытно, что в Англии, в пору развития капитализма, производство вееров было поставлено на промышленную основу. Здесь традиционные художественные сюжеты чередовались с рекламой тех или иных товаров.

«Махание» в России

Веер с изображением эпизода Чесменского сражения. Россия, 1770 г.

В России веер получил популярность в эпоху петровских реформ, став неотъемлемой частью придворной культуры. Предшественник веера – опахало — до этого широко использовавшийся в быту, с коренным изменением образа жизни при Петре I становится орудием кокетства при дворе, на приемах и в торговых рядах. Так, в «Сатирическом журнале» за 1790 год отмечается, что каждой кокетке известно, «сколько раз можно махнуть веером так, чтобы от сего косыночка, закрывающая их грудь, приняла то прелестное положение, при котором вопреки булавок видима бы быть могла восхищающая беспорядочность». Язык веера, язык кокетства получил в народе емкое определение – «махание».

 

После упадка в середине XIX века веерное искусство отмечено еще одним (последним) расцветом на рубеже XIX-XX веков в эпоху модерна. Изготовлялись веера-опахала в восточном стиле с необычными рисунками. Широко использовались страусовые и павлиньи перья. Однако с функциональной точки зрения веер превратился всего лишь в стильный аксессуар.

Веер в форме голубя. Западная Европа, 1910 г.

Веер в форме голубя. Западная Европа, 1910 г.

Таким образом, изменяя свои формы, функции и декоративные элементы, веер сопутствовал жизни людей на протяжении нескольких тысячелетий. Каждый старинный веер так или иначе отражает в себе философию определенной эпохи, стиля, моды и является ценным артефактом своего времени.

Tags: , ,

No comments yet.

Добавить комментарий