История японского веера. (История веера ч. II)
Categories: история веера
Первое письменное сообщение о веере в Японии относится к 762 году — немного раньше того, как в подарок императору привезли веера из Китая.
На основе китайских японцы сделали много интересных опахал с разными названиями.
Плоский «утива» — самый ранний веер — изготовляли так: на бамбуковые палочки определенного количества (45, 64 или 80 штук) прикрепляли специальную бумагу. Позже на бумагу стали наносить разнообразные рисунки с обеих сторон, ручки делали из дерева. Он не складывался и имел форму овала, круга, а иногда квадрата. Женщины скрывали за ним лица, не только чтобы защититься от солнца и не загореть(эталоном красоты являлась белокожая красавица, никогда не работавшая под палящими лучами) но также и потому что считали, что выставлять лицо напоказ неприлично и в некоторой степени опасно — открывая его, обнажаешь и душу. По этому же правилу, когда японец встречал человека выше него чином, ему следовало держать веер сложенным, чтобы показать свою честность.
Разновидность утива- «гунбай» — представлял собой веера из металла и дерева, который использовали на поле битвы: по большей части генералами для управления войсками во время сражений, но иногда и как оружие.
«Сэнсу» придумали именно в Японии– он состоял из разворачивавшихся пластинок, которые редко делали из бамбука и чаще из дорогих пород дерева. Шелк и бумагу расписывали причудливвыми картинами времен года, пейзажами, поэтическими надписями, стихами, песнями. Сверху пластинок крепили бумагу. Знатные дамы стали пользоваться им с XII века, затем он стал обрастать мифами и легендами о том, что подобные веера держали боги, и вскоре сэнсу превратился в аксессуар аристократа. Аристократки пользовались сэнсу очень охотно — даже когда они уходили в монастырь Миэйдо, они оставляли сэнсу себе как напоминание о прошлой жизни, поэтому некоторые разновидности этого веера называются «миэйдо», по названию святилища.
«Оги», похожий на сэнсу, появился в Японии примерно в то же время, что и солнечные зонтики — в эпоху Эдо. Он был очень легким и приятным в обращении, его можно было украшать рисунками – эти качества сделали оги любимцем гейш и танцоров. Актеры использовали опахала в представлениях: каждый персонаж театра имел свой особенный веер — черным веером с пятнадцатью пластинками предназначался «мужчине» и «женщине», «старик» и «монах» помахивали белыми, «китаец» — круглым. Но оги использовали и августейшие особы на традиционных праздниках, а вельможа с оги в руках показывал свой социальный статус. Также очень часто веера исполняли роль медалей: император награждал ими придворных в знак почета и отличия.

Коробочка ля письменных принадлежностей с изображением мыши и веера. Огава Харицу (Рицуо). XVIII век.
Родственник сэнсу и оги — боевой веер «тэссен», каждый самурай всегда носил при себе, в случае, если ему придется защищать свою честь в той обстановке, где использовать традиционные виды оружия запрещено — например в доме своего феодала. Вообще, боевым железным веером пользовались и в обычных сражениях: сложенным — как небольшой дубинкой, раскрытым же веером с острой каймой можно было ранить противника, а также использовать железное полотно веера как подобие щита. Само раскрывание-закрывание веера сбивало врага с толку, закрывало ему обзор, рассеивало его внимание и отвлекало, что позволяло вместе с веером применять короткий меч танто.
автор — Анна Бородкина, по материалам сети Интеренет
No comments yet.