История японского веера. (История веера ч. II)

Первое письменное сообщение о веере в Японии относится к 762 году — немного раньше того, как  в подарок императору привезли веера из Китая.

На основе китайских японцы сделали много интересных опахал с разными названиями.

Магазин вееров издательского дома Эйдзюдо (реклама). Кон. XVIII - нач. XIX вв.

Магазин вееров издательского дома Эйдзюдо (реклама). Кон. XVIII — нач. XIX вв.

Две японские женщины позируют с веерами. 1870-ые

Две японские женщины позируют с веерами. 1870-ые

Две японские женщины в традиционной одежде с веером и ширмой. 1870-ые

Две японские женщины в традиционной одежде с веером и ширмой. 1870-ые

Плоский «утива» — самый ранний веер — изготовляли так: на бамбуковые палочки определенного количества (45, 64 или 80 штук) прикрепляли специальную бумагу. Позже на бумагу стали наносить разнообразные рисунки с обеих сторон, ручки делали из дерева. Он не складывался и имел форму овала, круга, а иногда квадрата. Женщины скрывали за ним лица, не только чтобы защититься от солнца и не загореть(эталоном красоты являлась белокожая красавица, никогда не работавшая под палящими лучами) но  также и потому что  считали, что выставлять лицо напоказ  неприлично и в некоторой степени опасно — открывая его, обнажаешь и душу. По этому же правилу, когда японец встречал человека выше него чином, ему следовало держать веер сложенным, чтобы показать свою честность.

Кон. XIX, нач. XX вв. Бамбук, бумага

Кон. XIX, нач. XX вв.
Бамбук, бумага

Девушка с веером. Кон. XVIII - нач. XIX вв.

Девушка с веером. Кон. XVIII — нач. XIX вв.

Ойран с веером. ок. 1794 года

Ойран с веером. ок. 1794 года

Куртизанка с веером. Китагава Утамаро, кон. XVII Iв.

Куртизанка с веером. Китагава Утамаро, кон. XVIIIв.

Девушка с веером. Масафуза. Эпоха Эдо. Ок. 1750–70 гг.

Девушка с веером. Масафуза. Эпоха Эдо. Ок. 1750–70 гг.

Женщина, обмахивающаяся после ванны Исода Корюсай. Кон. XVIII в. Эпоха Эдо.

Женщина, обмахивающаяся после ванны
Исода Корюсай.
Кон. XVIII в. Эпоха Эдо.

Стакан для вина и веер. Тотойя Хоккей. Нач. XIX века.

Стакан для вина и веер. Тотойя Хоккей. Нач. XIX века.

Рисунки для вееров: "цветы вишни" и "волны". Тотойя Хоккей

Рисунки для вееров: «цветы вишни» и «волны». Тотойя Хоккей

 

Девушка с веером. Чобунсай Эиши. 1780-ые

Девушка с веером. Чобунсай Эиши. 1780-ые

Влюбленные. 1795 г.

Влюбленные. 1795 г.

Коробка для вееров и веера. XIX в.

Коробка для вееров и сами веера. XIX в.

Мать и сын. Сузуки Харунобу. 1760-ые.

Мать и сын. Сузуки Харунобу. 1760-ые.

Разновидность утива- «гунбай» — представлял собой веера из металла и дерева, который использовали на поле битвы: по большей части генералами для управления войсками во время сражений, но иногда и как оружие.

«Сэнсу» придумали именно в Японии– он состоял из разворачивавшихся пластинок, которые редко делали из бамбука и чаще из дорогих пород дерева. Шелк и бумагу расписывали причудливвыми картинами времен года, пейзажами, поэтическими надписями, стихами, песнями. Сверху пластинок крепили бумагу. Знатные дамы стали пользоваться им с XII века, затем он стал обрастать мифами и легендами о том, что подобные веера держали боги, и вскоре сэнсу превратился в аксессуар аристократа. Аристократки пользовались сэнсу очень охотно — даже когда они уходили в монастырь Миэйдо, они оставляли сэнсу себе как напоминание о прошлой жизни, поэтому некоторые разновидности этого веера называются «миэйдо», по названию святилища.

Продавец вееров. 90-ые года XVIII в.

Продавец вееров. 90-ые года XVIII в.

Веера на волнах. XVII век

Веера на волнах. XVII век

Веера на волнах. XVII век. фрагмент

Веера на волнах. XVII век. фрагмент

Два ввера. XIX век

Два ввера. XIX век

«Оги», похожий на сэнсу, появился в Японии примерно в то же время, что и солнечные зонтики —  в эпоху Эдо. Он был очень легким и приятным в обращении, его можно было украшать рисунками – эти качества сделали оги любимцем гейш и танцоров. Актеры использовали опахала в представлениях: каждый персонаж театра имел свой особенный веер — черным веером с пятнадцатью пластинками предназначался «мужчине» и «женщине», «старик»  и «монах» помахивали белыми, «китаец» — круглым. Но оги использовали и августейшие особы на традиционных праздниках, а вельможа с оги в руках показывал свой социальный статус. Также очень часто веера исполняли роль медалей: император награждал ими придворных в знак почета и отличия.

Коробочка ля письменных принадлежностей с изображением мыши и веера. Огава Харицу (Рицуо). XVIII век.

Коробочка ля письменных принадлежностей с изображением мыши и веера. Огава Харицу (Рицуо). XVIII век.

Актер кабуки в женской роли. Утагава Кунисада. XIX в.

Актер кабуки в женской роли. Утагава Кунисада. XIX в.

Сегава Кикунойо Третий в роли женщины. 1788 г.

Сегава Кикунойо Третий в роли женщины. 1788 г.

Актер в роли монаха

Актер в роли монаха

Актер в роли самурая

Актер в роли самурая

Актер в роли самурая

Актер в роли самурая

Придворная дама с веером "вишня в цвету". XIX  век.

Придворная дама с веером «вишня в цвету». XIX век.

Костюм театра Но с орнаментом кипарисовых вееров и цветов югао. XVIII - XIX вв.

Костюм театра Но с орнаментом кипарисовых вееров и цветов югао. XVIII — XIX вв.

Родственник сэнсу и оги — боевой веер «тэссен», каждый самурай всегда носил при себе, в случае, если ему придется защищать свою честь в той обстановке, где использовать традиционные виды оружия запрещено — например в доме своего феодала. Вообще, боевым железным веером пользовались и в обычных сражениях: сложенным — как небольшой дубинкой, раскрытым же веером с острой каймой можно было ранить противника, а также использовать железное полотно веера как подобие щита. Само раскрывание-закрывание веера сбивало врага с толку, закрывало ему обзор, рассеивало его внимание и отвлекало, что позволяло вместе с веером применять короткий меч танто.

Девушка с барабаном и мужчина с веером, приветствующий ее. Кон. XVIII - нач. XIX вв.

Девушка с барабаном и мужчина с веером, приветствующий ее. Кон. XVIII — нач. XIX вв.

Боевой веер. Эпоха Эдо, нач. XIX в.

Боевой веер. Эпоха Эдо, нач. XIX в.

 

 автор — Анна Бородкина, по материалам сети Интеренет

Tags: , ,

No comments yet.

Добавить комментарий