История китайского веера. (История веера ч. I)

Более трех тысяч лет назад китайские веера делались из перьев, ручка была деревянной. Такие опахала были самой распространенной формой веера. Они свидетельствовали о достатке и высоком положении владельцев. В императорских церемониях танцоры пользовались ими во время представлений — взмах таким веером походил на полет изящного феникса .
Веера стали очень популярны во время правления династии Хань (202 д.н.э. – 204 н.э.). В то время существовало несколько форм веера: овальная, круглая или трапециевидная рамка с ручкой из бамбука, лотоса, тростника. Ручки императорских вееров делались из бамбука, добываемого в Центральном Китае, а белый шелк для самого опахала делали в восточной части. На него наносились вышивки и каллиграфия.
Династия Суй и Тан (581 – 907 гг.) отдавала предпочтения круглым веерам и использовала при изготовлении тончайший шелк и все те же бамбуковые или же деревянные пластинки. И хотя в начале правления Тан было много овальных вееров, круглые вытеснили их – этому отчасти способствовало то, что женщины всегда пользовались круглыми.
В начале правления династии Северная Сун и Юань (907-1368 гг.) популярной формой была круглая.

"Три гибона, ловящие белых цаплей". Северная Сун

«Три гибона, ловящие белых цаплей». Северная Сун

"В ожидании корабля". Чернила и шелк. Династия Сун

«В ожидании корабля». Чернила и шелк. Династия Сун

"Нарцисс". Шелк, краски, чернила. Южная Сун.

«Нарцисс». Шелк, краски, чернила. Южная Сун.

"Одинокий рыбак". XII - XIV вв.

«Одинокий рыбак». XII — XIV вв.

Шелк и чернила. Династия Сун.

Шелк и чернила. Династия Сун.

Веер с драконом. Вышивка по шелку. Династия Юань.

Веер с драконом. Вышивка по шелку. Династия Юань.

Овцепас и стадо. Чернила и краска на шелке. Поздняя Юань - ранняя Мин.

Овцепас и стадо. Чернила и краска на шелке. Поздняя Юань — ранняя Мин.

Но в это же время японскому императору были привезены в подарок веера из Китая. Они так понравились ему, что быстро стали популярными среди придворных. Через несколько столетий, а именно — в X веке, теперь уже японские послы дарят китайскому императору творения своих мастеров — два складных веера(сэнсу) в виде летучей мыши и еще 20 изящных опахал.
В эпоху следующих династий — Мин и Цин (1368 – 1911 гг.) складные веера достигли чрезвычайной распространенности на всей территории Китая.

Зимнее путешествие на север. Чернила на золотой бумаге. Династия Мин

Зимнее путешествие на север. Чернила на золотой бумаге. Династия Мин

"Цветы жасмина". Чернила, краски, шелк. XV - XVI вв.

«Цветы жасмина». Чернила, краски, шелк. XV — XVI вв.

Гуаньинь и Шестнадцать достойных. Чернила, краски, золото на шелке. Поздняя Мин - ранняя Цин.

Гуаньинь и Шестнадцать достойных. Чернила, краски, золото на шелке. Поздняя Мин — ранняя Цин.

Женщина с веером. Фрагмент. XV - XVI вв.

Женщина с веером. Фрагмент. XV — XVI вв.

"Слива." Чернила и краски на альбомной бумаге. Династия Цин (кон. XIX в.)

«Слива.» Чернила и краски на альбомной бумаге. Династия Цин (кон. XIX в.)

Императорской семье полагались опахала из золота, мандарины пользовались веерами из серебра, а ученые заказывали веера из тонкой вощеной бумаги, положенной на бамбук.
Обладатели таких вееров стали украшать их поэтическими надписями и рисунками.
Тонкая работа известного каллиграфа, резчика по дереву и камню или художника оценивалась наравне с самим изготовлением веера.
Веера знати и ученых мужей становились скорее декоративным признаком принадлежности к их обществу, нежели служили первоначальной цели охлаждения во время жары.
Аристократы часто обмахивались веерами, чтобы показать свою грациозность во время сочинения стихотворений или раздумий над поэзией.
Когда веер не использовали, его прятали в рукав или оставляли свисать с талии.
Простой народ – рабочие — плели себе веера из трав, чтобы спасаться с их помощью от летнего зноя.

Веер для камина - Стиль "шинуазри", XIX в

Веер для камина — Стиль «шинуазри», XIX в

 Русские и китаец, рисующий на веере 1860 г., Утагава Хирошиге (Япония)


Русские и китаец, рисующий на веере
1860 г., Утагава Хирошиге (Япония)

 

 автор — Анна Бородкина, по материалам сети Интеренет

Tags: , , , ,

No comments yet.

Добавить комментарий